"Российская газета"
Свыше миллиона абитуриентов станут в этом
году студентами. Около 600 тысяч человек будут
приняты на бюджетные отделения вузов, а
остальным придется платить за учебу из
собственного кармана. Больше половины
выпускников средних школ представят в приемные
комиссии не аттестаты, а свидетельства о сдаче
единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Как
будут проходить выпускные и вступительные
экзамены? Какие неожиданности может преподнести
экзаменационная пора? На эти и другие вопросы
читателей «РГ» отвечает руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки
Виктор Болотов.
Двойка - это норма?
Российская газета | Виктор Александрович, уже
сданы "единые" по иностранным языкам, химии,
обществознанию, географии. А 3 июня - экзамен по
русскому языку. Некоторые считают ЕГЭ серьезным
аргументом против блатерства и коррупции в
образовании. Вы согласны?
Виктор Болотов | Согласен. И это подтверждает
исследование, проведенное Государственным
университетом - Высшей школой экономики.
Специалисты выяснили, что, например, в Москве,
которая еще окончательно не приняла ЕГЭ,
продолжается рост теневых доходов в образовании.
А по всей России он, наоборот, снижается. За
последний год расходы на поступление в вузы в
регионах увеличились с 9 до 11 тысяч рублей, в
столице же произошел скачок почти в полтора раза
- с 18 до 30 тысяч!
РГ | По статистике, 20 процентов выпускников на
ЕГЭ получают "двойки". В чем дело? Слишком
сложная школьная программа или сам экзамен "неподъемный"?
Болотов | Судя по международным показателям,
20-30 процентов двоек на выходе из школы - это
обычное дело. Даже в таких успешных странах, как
Франция и Великобритания, нет стопроцентного
усвоения школьной программы. У нас же прежде
аттестаты получали 99,9 процента
одиннадцатиклассников. А теперь вдруг выясняется:
из десяти двое не справляются со школьной
программой. Хотя ведь и раньше среди учеников
встречались, к примеру, яркие гуманитарии,
которые ту же физику никогда больше чем на "двойку"
не знали. "Тройку" на выпускном экзамене им
просто-напросто "натягивали".
РГ | В этом году действует правило "плюс один
балл"? Это когда при разнице в оценке по ЕГЭ и
годовой в школьном журнале в аттестат ставится
большая?
Болотов | Да. Таким образом мы страхуем ребят от
"внештатных" ситуаций: если кто-то растерялся,
переволновался и т.д. Но некоторые "талантливые"
дети, особенно троечники, начинают этим
злоупотреблять. Приходят на экзамен, заполняют
наобум самую легкую часть "А": авось и повезет.
И все. Компьютер выдает им 2-3 балла - чистая
двойка, а в аттестат все равно идет "трояк".
РГ | Помнится, таким "умникам" вы предлагали не
выдавать аттестатов вообще?
Болотов | Это должно решить общество. Готовы ли
мы к тому, чтобы оставить пятую часть
выпускников без аттестатов? И что они будут
делать дальше? Ведь даже на рабочие
специальности сейчас берут с образованием не
ниже среднего. Есть разные варианты. Скажем,
давать справку о том, что ребенок "прошел
школьный курс". Как прошел - уже дело десятое.
Можно в самом аттестате писать, по какой системе
получен тот или иной балл - по школьной или по
ЕГЭ. Идет бурная дискуссия на эту тему.
Через "глушилки" - к знаниям
РГ | В прошлом году вы говорили, что не знаете,
как справиться с передачей ответов на тесты и
вопросы экзаменационных билетов по мобильным
телефонам, которые продвинутые школьники
используют как шпаргалки. Эта проблема как-то
решена?
Болотов | Изобретательность наших школьников
поистине не знает границ. Единственный выход тут
- ставить так называемые глушилки. В этом нам
помогает Федеральная служба по техническому и
экспортному контролю.
РГ | А что делать с теми ребятами, кто попался
на мобильной подсказке? "Обнулять" результаты
экзамена?
Болотов | Был случай - поймали таких "шулеров".
Но, посмотрев на их работы, поняли: шпаргалка
сработала неэффективно. Сами посудите. У вас три
часа времени, 30-40 вопросов на тестировании -
по каждому не будешь выходить и звонить. Поэтому
максимум что выиграешь - 3-4 балла, не больше.
Стоит из-за этого так мучиться и время терять?
Тех горе-абитуриентов мы наказывать не стали,
ограничились выговором. Однако среди нынешних
абитуриентов есть и настоящие хакеры, которые
пытаются получить доступ к информационным базам
данных: баллы после экзамена появляются у нас на
сайте. Вот конкретный случай. В прошлом году на
Урале школьница попросила своего друга-студента
пробраться в компьютерную базу данных ЕГЭ и
прибавить баллы ее работе. Парня "засекли".
Попытки "взлома" происходят каждый год, но ни
разу до цели хулиганы не добрались.
РГ | Кто и как следит за ходом ЕГЭ?
Болотов | Допустим, в 12 часов экзамен
закончился. Ребята складывают бланки в пакеты,
которые под пристальным надзором наблюдателей
передаются курьерам. В запечатанном виде их
отвозят в пункт обработки. Хронометраж очень
четкий - когда уехал, когда сдал работу. Есть у
нас и так называемый центр управления экзаменом.
Если поступает информация, что где-то количество
положительных баллов превысило норму, сразу едем
разбираться. Действительно ли такие сильные
выпускники, или кто-то кому-то "подыграл".
РГ | Как часто абитуриенты оспаривают результаты
"единого"? Кому в случае чего надо подавать
апелляцию?
Болотов | Несогласных с результатами, как
правило, немного - в среднем по России один
процент от всех участников. Апелляции бывают
двух видов: о нарушении процедуры проведения ЕГЭ
и о несогласии с выставленными баллами (отметками).
Первая подается обязательно в день экзамена до
выхода из аудитории, но после сдачи бланков. Для
этого надо получить от организатора в аудитории
форму, составить апелляцию в двух экземплярах,
оба передать уполномоченному представителю
государственной экзаменационной комиссии. Он в
свою очередь обязан принять ее, поставить свою
подпись и передать в конфликтную комиссию. Один
экземпляр остается у абитуриента.
Если выпускник не согласен с выставленными
баллами, он вправе подать апелляцию в течение
трех календарных дней после объявления
результатов. Бланк для апелляции можно получить
у секретаря конфликтной комиссии. Ее адрес вам
обязаны сообщить еще до начала экзамена.
Составляется претензия в свободной форме и тоже
в двух экземплярах.
Как остров в океане
РГ | Директор школы из Санкт-Петербурга
Константин Шапиро предлагает выдавать аттестаты
только с положительными оценками. Возможен ли
такой вариант?
Болотов | Возможен. Но есть вопросы и посложнее.
Например, до введения Единого госэкзамена никого
не волновало, что в обязательном порядке сдается
выпускной экзамен по математике. Однако начался
эксперимент с ЕГЭ и сразу раздались крики: не
надо делать математику обязательным предметом
для всех! В основном это волнует родителей
детей-гуманитариев. Появилось предложение: для
разных профилей установить разный набор
обязательных экзаменов. Если гуманитарий, то
сдавай, допустим, русский язык и историю,
технарь - зубри физику и математику. Но в какой
форме сдавать? Должен ли ребенок выбирать - ЕГЭ
или обычные билеты? Над этим сейчас думаем.
РГ | Мы все еще спорим о ЕГЭ, а вот в Казахстане
национальная система тестирования на голову выше
и на шаг дальше, чем у нас.
Болотов | Не выше и не дальше. Недавно в
московском представительстве Всемирного банка мы
проводили совещание, где были коллеги из
дальнего и ближнего зарубежья. В том числе и из
Казахстана. Содержание и технология проведения
ЕГЭ в России у всех вызывает очень большой
интерес. Так, мы единственные, у кого в тестах
есть особо сложная часть "С". Но зато в
Казахстане давно нормативно решили, что ни один
человек не может учиться даже в ПТУ, не пройдя
государственное тестирование. Там с этим порядок.
РГ | Глава департамента государственной политики
министерства образования и науки Исаак Калина
говорит, что "единый" нужно было вводить не в
11-м, а в 9-м классе. Как вы это
прокомментируете?
Болотов | Введение ЕГЭ в девятом классе - это
следующий шаг эксперимента. Сегодня "единый"
доказал, что может использоваться и школой, и
вузом: он дает объективную оценку знаний того
или иного выпускника. А в девятом классе это
будет уже не только внешняя оценка, но и сигнал
самому ребенку - вот тут ты силен, а тут слаб.
Да и учитель сможет сделать выводы, как он учит
детей, чему, так ли.
Более того, своеобразный "ЕГЭ" появится и в
начальной школе. Зачем? Чтобы исключить "ножницы"
между начальными классами и основной школой.
Дело в том, что в среднем успеваемость в
основной школе на один балл снижается. Учителя
начальных классов удивляются: мы таких
талантливых детей выпустили, почему же в 5-м
классе они перестали учиться? Ответная реакция и
у педагогов основной школы. Независимая оценка
покажет, кто на самом деле как работает.
РГ | МГУ по-прежнему не принимает результаты
ЕГЭ? Он что, навсегда так и останется "островом
в океане"?
Болотов | В этом году МГУ не участвует в
эксперименте. Хотя, как мне известно, они сейчас
думают над тем, чтобы принимать результаты ЕГЭ
по непрофильным специальностям. Но это вопрос к
ректору МГУ Виктору Садовничему. А отраслевые
вузы почти все, кроме "силовиков", дали согласие
на "единый".
РГ | Какие границы баллов для пересчета
результатов ЕГЭ вы будете рекомендовать?
Болотов | Для школы мы официально сообщаем шкалу
перевода: что ставить в аттестат и как из
100-балльной перейти в 5-балльную. Что касается
вузов, мы только по математике даем некоторый
ориентир. Потому что математика сложнее, чем
другие предметы. В тестах есть и алгебра, и
геометрия, а школьные выпускные включают в себя
только алгебру. Большинство вузов уже давно
понимают недостаток пятибалльной системы. При
полупроходном балле на 10 мест претендует
условно 100 человек с одними и теми же
результатами. Согласитесь, масса возможностей
для коррупционных маневров. А ведь цель
вступительных испытаний - "отрейтинговать"
студентов. Выстроить в очередь. Стобалльная
система дает такую возможность, ставит четкие
границы. Кстати, министр Фурсенко предлагает
устанавливать нижнюю границу набранных на ЕГЭ
баллов. А то появляются случаи, когда на
коммерческие отделения вузы берут ребят с 10
баллами. Представляете, какой из этого
абитуриента выйдет специалист?!
С грифом от министра
РГ | Какова судьба Государственных именных
финансовых обязательств? Раньше ГИФО связывали с
"единым". Какие перспективы у этого эксперимента?
Болотов | Вопрос по ГИФО - это вопрос
Рособразования и министерства. То, что нужно
вводить подушевое нормативное финансирование,
это бесспорно. Другое дело, что стоимость
обучения ребенка в аэрокосмическом университете
или экономическом вузе - это разные стоимости.
Крест на эксперименте не поставлен, но в этом
году его не будет.
РГ | В.В.Анохин, директор школы из Воронежа,
интересуется: "В нашей области с 1 января
вводится подушевое финансирование, но размер
оплаты чуть более 5,5 тысячи. Ни одна школа
города не помещается в это финансирование. Что
планируется делать?".
Болотов | Это вопрос не к службе надзора, но по
старой памяти отвечу. Расчет финансирования
сегодня делается на основании количества детей в
классах. Если в школе есть еще и психолог, и
соцработник, то она, естественно, получит денег
больше. Допустим, обучение Вани Иванова стоит
100 рублей и если он перешел из одной школы в
другую школу, то эти 100 рублей автоматом
следуют за ним. Вот смысл нормативного
финансирования.
РГ | Читатель Ломов из Санкт-Петербурга
спрашивает: "Что значит слово "надзор"? Я видел
учебники, они совершенно безграмотны. Как
осуществляется надзор за учебниками?".
Болотов | Надзор - это прежде всего контроль за
соблюдением российского законодательства. Мы
проводим инспекции, работаем с жалобами
населения. Учебники - вопрос Министерства
образования и науки России, оно занимается
грифованием. Сейчас, кстати, приняты новые
подходы, когда грифы учебники получат только
после экспертизы Российской академии наук и
Российской академии образования. В Законе "Об
образовании" написано, что не грифованные
учебники не могут быть использованы в учебном
процессе. Но при этом издатели совершенно
спокойно могут назвать свою книгу учебником.
Если написали, что он грифован, а это не так,
есть серьезный повод для судебного
разбирательства.
Маркировка "допущено" - подсказка учителю, что с
книгой придется "повозиться". А гриф "рекомендовано"
значит, что издание уже устоялось, есть серия
учебников, атласы, словари к ним.
После девятого - на выход
РГ | 43-я статья Конституции гарантирует нам
бесплатное образование. Как вы следите за
соблюдением законности?
Болотов | В Конституции, кстати, гарантирована
только "девятилетка". Обязательность старшей
школы не предусмотрена. И в связи с этим
возникают проблемы. Один из главнейших вопросов
- это отчисления. Что греха таить, школы иногда
избавляются от "плохих" детей. Три тройки после
девятого - и "на выход с вещами". Или устраивают
конкурсный набор в 10 класс.
В Законе "Об образовании" написано жестко, что
никаких конкурсов при приеме в старшую школу не
может быть. Но не отрегулирован другой вопрос.
Допустим, у меня два класса в старшей школе, и в
них хотят учиться 100 человек. Кого отобрать?
Эта проблема не отражена ни в законодательстве,
ни в школьных уставах.
РГ | Читатели спрашивают, когда дети-инвалиды с
заболеваниями аутизма, синдромом Дауна смогут
реализовать свое конституционное право на
образование. Куда можно обратиться, если местный
отдел образования не очень заинтересован в
организации обучения таких детей?
Болотов | Ребенка с синдромом Дауна в обычную
школу не приведешь. Здесь не может быть и речи
про стандарты образования. Это вопрос не
образования, а социальной поддержки.
РГ | В Думе сейчас обсуждается законопроект о
том, что все студенты-бюджетники должны по
окончании вуза отрабатывать в течение нескольких
лет по специальности. Как вам кажется, что
считать итогом учебы в вузе - трудоустройство
или саму подготовку?
Болотов | Очень сложный вопрос. Скажем, человек
проучился пять лет в пединституте и потом
занялся бизнесом. Зачем, спрашивается,
государство и вуз тратили деньги и время для
того, чтобы учить его спецпредметам, если уже на
втором или третьем курсе студент знал, что не
собирается работать в школе? Проводились разные
исследования, судя по которым до трети знаний,
которые человек получает в вузе, никогда не
используются им потом в профессиональной
деятельности. А вот бизнесу как раз такая
ситуация на руку. Некоторые предприниматели
признаются, что им нужен не специалист, а
человек с общим развитием, которого можно "заточить"
под себя. Но мое мнение: если выпускник на 3-4-м
курсе понимает, что работать по специальности не
будет, его надо переводить на другие программы,
где нет лишних трат. Но если ты освоил программу
полностью, государство в тебя вложило деньги, ты
должен отработать по специальности хоть какое-то
время.
РГ | У государства есть представление о том,
сколько и каких специалистов нужно?
Болотов | Есть сферы, где подсчет возможен. В
том же образовании: я знаю, сколько у меня
учителей работает, знаю демографию, знаю
норматив нагрузки. Соответственно могу сказать,
сколько по этому предмету нужно учителей через
пять лет. А других как посчитаешь?
РГ | В прошлом году мы с вами встречались тоже в
мае. Тогда вы сказали, что новое министерство
будет в кратчайшие сроки повышать зарплату
учителям. Прошел год, а "воз и ныне там".
Болотов | По закону зарплата учителю выделяется
из бюджета субъекта Федерации. Министерство
образования ставит цель - к 2008 году удвоить
зарплату. С другой стороны, мы вместе с
министерством здравоохранения и социального
развития разрабатываем отраслевую тарифную сетку,
которая будет отталкиваться от минимальной
зарплаты бюджетникам.
31 мая 2005 г.
|