"ГАЗЕТА.RU"
Задуманный как средство борьбы с
коррупцией, единый государственный экзамен себя
не оправдал. Об этом заявили участники
общественных слушаний, на которых выяснилось,
что система ЕГЭ слишком дорогостояща и уязвима.
В субботу завершились двухдневные общественные
слушания о роли ЕГЭ (единого государственного
экзамена) в российской системе образования. Она,
по мнению большинства участников слушаний,
незавидна. Не став обещанным зачинателями
эксперимента "всеобщим уравнителем шансов" на
поступление в престижные вузы, ЕГЭ стал
очередным полем для коррупции. Она лишь
переместилась с традиционного вузовского уровня
на школьный, констатировал академик Российской
академии образования Александр Абрамов.
Да
и организация эксперимента с ЕГЭ, подчеркнул
зампред думского комитета по образованию Олег
Смолин, была с самого начала, мягко говоря,
несовершенной. "Эксперимент устраивали и
оценивали одни и те же люди, а участников
вовлекали в него различными факторами
дополнительного материального стимулирования", –
сообщил он присутствующим.
В итоге ЕГЭ в нынешнем виде перестал устраивать
даже часть своих создателей.
По словам Владимира Хлебникова, директора
Федерального центра тестирования Минобрнауки,
возглавившего в свое время подготовку
контрольно-измерительных материалов эксперимента,
"сложившаяся сегодня схема ЕГЭ трудоемка,
дорогостояща и чрезвычайно уязвима для
фальсификации". ЕГЭ "расширяет отнюдь не
возможности поступления в вузы, а только
возможности подачи туда документов". При этом,
подчеркнул он, "ЕГЭ монополизирует систему
оценки знаний и создает новую почву для
коррупции". "Это джинн, которого выпустили из
бутылки", – заявил он "Газете.Ru".
Большая ошибка, по мнению Владимира Хлебникова,
абсолютизировать результаты сдачи ЕГЭ. "ЕГЭ в
его нынешнем виде годится только для средних
детей. При высших и низших оценках, полученных
при сдаче ЕГЭ, получаются слишком высокие
погрешности – до 15 баллов. В этих случаях
тестовый метод не работает и должен быть
проведен устный экзамен", – убежден он.
Далека от совершенства, как оказалось, и
информационная безопасность материалов по ЕГЭ.
Основные риски здесь, по оценке Хлебникова,
связаны с доставкой, хранением и использованием
материалов. И особенно на региональном и
муниципальном уровнях, а также непосредственно
во время экзамена и при последующей обработке
бланков ответов. Именно здесь (а не в интернете,
как уверяют в Рособразовании) и происходят, по
его словам, основные злоупотребления. При этом
выявить их крайне сложно, подчеркнул глава
Федерального центра тестирования.
Действительно, как рассказали "Газете.Ru" в
кулуарах слушаний, регионы, участвующие в
эксперименте по ЕГЭ, давно приспособились к нему
и постоянно совершенствуют ноу-хау для
достижения завышенных показателей его сдачи. Как
удалось узнать "Газете.Ru", материалы ЕГЭ
поступают в региональные органы руководства
образованием чуть ли не за две недели до дня
сдачи экзамена. Там, по словам
собеседника-анонима, "их просматривают, вносят
минимальные изменения и рассылают в местные
школы под видом обычных контрольных работ.
Работы пишут, а потом пристально работают над
ошибками, разбирая их по косточкам. Через пару
дней после этого ребята приходят писать ЕГЭ и
обнаруживают знакомый текст. Естественно, пишут
они его прекрасно, а общие результаты сдачи ЕГЭ
по региону очень высокие, но не пугающе
запредельные", – отметил источник. А ведь помимо
подсказок такого рода существуют еще и многие
явно незаконные способы завышения оценок по ЕГЭ,
напомнил он.
Несмотря на все ухищрения на местах, специалисты
все же знают, в каких регионах результаты сдачи
ЕГЭ были фальсифицированы.
По статистике, средний балл по России по
стобалльной шкале оценок, принятой в ЕГЭ,
составляет около 50. И если в том или ином
регионе он поднимается до 55--56 (как, например,
в Мордовии, Чувашии или Марий Эл), то это сразу
настораживает специалистов. А если, как в
Башкирии, он достигает 62 баллов, то "это
однозначно следствие фальсификации", подчеркнул
собеседник "Газеты.Ru".
Особое неудовольствие присутствующих вызвала
сложившаяся практика соединения в ЕГЭ функций
выпускных и вступительных экзаменов. "Если ЕГЭ
повсеместно станет вступительным экзаменом, то
оценки станут завышать еще больше, – убежден
Владимир Хлебников. – Все российские семьи будут
стремиться к тому, чтобы получить как можно
более высокие результаты, и если над тем, как
защитить ЕГЭ от фальсификаций, будут ломать
головы сотни людей, то над тем, как обойти эти
правила, – сотни тысяч. Можно не сомневаться, за
кем останется победа в этом состязании". В таких
условиях "только крайне наивные люди могут
верить в объективность ЕГЭ. Ее окончательная
потеря – вопрос очень короткого времени",
подчеркнул он.
И все же, по мнению участников слушаний, ЕГЭ
можно использовать. Достаточно лишь
преобразовать его из единого государственного
экзамена в единое государственное оценивание,
сделать необязательным и не единственным, а
также проводить в формах, удобных для учащихся.
30 января 2006 г.
|