Ситуацию с поступлением по результатам Единого госэкзамена специально для «Комсомолки» комментирует министр образования и науки Андрей Фурсенко
-
Андрей
Александрович,
какие
уроки вы
сами
вынесли
из
Единого
госэкзамена
в этом
году?
Плюс еще
и то,
что
сейчас
называется
коррупционной
составляющей.
У нас
есть вся
информация
о
результатах
ЕГЭ
по
разным
предметам.
И о том,
как в
регионах
проходили
олимпиады
школьников.
Сюда же
накладываем
информацию
о том,
сколько
разных
справок
о
льготах
выдали в
том или
ином
регионе...
Еще раз
повторю:
мы
теперь
знаем
реальную
ситуацию.
И знаем,
как ее
исправлять.
ОТСТАЮЩИЕ
СТАЛИ
ИНВАЛИДАМИ
- Но
спрогнозировать,
что
будет
вал
льготников,
было
нетрудно.
Мы в «КП»
еще в
апреле
писали о
том, что
у нас
137
категорий
льготников.
И что,
похоже,
все
места в
престижных
вузах
займут
льготники
и
олимпиадники...
- Вы
знаете
позицию
министерства:
мы
последовательно
выступаем
за
упорядочение
льгот.
Мы
должны
создавать
условия,
при
которых
ребята
могли
бы,
независимо
от их
состояния
здоровья,
от того,
где они
живут,
получать
один и
тот же
уровень
образования.
Неправильно
идти по
пути
предоставления
льгот!
Мы
столкнулись
с
проблемой
лоб в
лоб. Но
появилась
она не
сегодня!
Она была
всегда!
Нельзя
одной
неправдой
прикрывать
другую
неправду.
Прежде
приходил
в вуз
льготник,
и ему на
вступительных
экзаменах
заведомо
ставили
двойку.
Просто
чтобы не
пустить
в вуз.
Причем
необязательно
он был
плохо
подготовлен.
Среди
ребят с
проблемами
здоровья
есть
очень
много
достойных,
которые
действительно
заслуживают
определенной
поддержки.
И их
надо
поддерживать.
Но я
могу
сегодня
уверенно
сказать,
что
часть
справок
об
инвалидности,
с
которыми
в этом
году
поступали
в вуз,
не
связана
с
реальным
состоянием
здоровья
ребят.
Не может
за год в
несколько
раз
увеличиться
количество
серьезно
больных
людей! Я
думаю,
мы
придем к
тому,
что
будут
введены
определенные
квоты на
обучение
льготников.
Скорее
всего,
порядка
25 - 30%
от
количества
бюджетных
мест в
каждом
вузе.
Мы
должны
оценить
количество
людей,
имеющих
право на
льготу,
по
стране,
они не
должны
быть
лишены
своих
прав. Но
нужно
исключить
ситуации,
когда,
прикрываясь
липовой
справкой,
кто-либо
поступает
в вузы,
преграждая
дорогу
способным,
сильным
и
достойным.
Сейчас
началась
проверка
медицинских
комиссий,
выдававших
справки.
Важно,
чтобы
тот, кто
пришел с
фальшивкой,
понимал:
жульничество
ему не
поможет.
Единственное,
что
нужно, -
знания!
А те,
кто
поступил
по
подложным
документам,
из вузов
будут
отчислены.
- Речь
идет об
очень
узком
круге
специальностей,
на
которые
подали
документы
и
льготники,
и
олимпиадники.
Это
преимущественно
гуманитарные
специальности,
экономика,
юриспруденция,
менеджмент.
К ним
сегодня
присоединилась
медицина:
на целый
ряд
медицинских
профессий
очень
большой
спрос.
Главная
проблема,
с
которой
мы
столкнемся,
-
недобор
в
большом
количестве
вузов по
большому
списку
специальностей.
Вследствие
демографического
провала:
миллион
триста
тысяч
выпускников
11-х
классов
было в
2006
году, в
этом
году -
менее
900
тысяч, в
2012
году -
730
тысяч.
Это
означает,
что уже
в этом
году
большое
количество
вузов
останется
без
студентов.
ШАНС
ПОСТУПИТЬ
ЕСТЬ И В
КОНЦЕ
АВГУСТА
- В этом
году,
если вуз
и в
течение
трех
волн
недобирает
студентов
на
бюджетные
отделения,
он может
потом
еще их
донабрать.
Но
понятно,
что
места
останутся
в слабых
вузах.
Какой
смысл им
давать
право
подбирать
всех,
кто еще
не
поступил?
Это ведь
явно
ребята с
низкими
баллами!
-
Нынешняя
ситуация
позволит
серьезно
«зачистить»
вузы,
уровень
преподавания
в
которых
не
соответствует
современным
требованиям...
-
Однозначно.
Я
противник
жестких
административных
решений.
Считаю,
что
такие
решения
должны
следовать
за
объективными
обстоятельствами.
Но если
вуз не
набирает
студентов,
если от
вуза
осталась
одна
оболочка,
если
студенты
бегут из
него - я
считаю,
что наша
задача
закрепить
де-юре
то, что
сложилось
де-факто.
Если вуз
не может
набрать
студентов,
это
означает,
что он
должен
быть
реорганизован
или
присоединен
к более
сильному.
В
предельной
ситуации
-
закрыт.
Но в
любом
случае:
все
студенты,
которые
там
сейчас
учатся,
должны
иметь
возможность
перевестись
в другой
вуз,
который
обеспечит
качественное
образование.
- Если
человек
зачислен
в вуз,
сдал
оригинал
документа
и попал
в приказ
4
августа,
значит,
он
перестает
быть
абитуриентом
и
становится
студентом.
И его
будут
уже
отчислять
как
студента,
а это
так
быстро
не
произойдет.
У вузов
появляется
возможность
«закабалить»
ребят
раньше,
чем
пройдут
все
волны
зачисления.
-
Давайте
не будем
принижать
способности
и
возможности
наших
ребят.
Они
взрослые,
вполне
самостоятельные
люди,
способные
принимать
ответственные
решения.
Если
абитуриент
видит,
что не
попал в
первый
список
на
зачисление
в вуз, в
котором
давно
мечтает
учиться,
но
находится
близко к
группе
ребят,
представленных
к
зачислению,
то,
наверное,
имеет
смысл
подождать
объявления
второго
списка.
Но в
любом
случае
это
решение
самого
абитуриента.
|
- Так
можно
пролететь
и вовсе
мимо
вуза...
- Можно.
Это
риск. Но
вероятность
того,
что ты
не
поступишь
в
технический
вуз,
очень
невелика.
Что же
касается
специальностей
повышенного
спроса -
тут
нужно
выбирать.
Давайте
не
забывать,
что было
всего-то
год
назад.
Абитуриент
мог
подать
документы
только в
один
вуз, и
если его
туда не
брали,
он
пролетал
с
поступлением
в этом
году.
Теперь у
него
возможности
существенно
расширены.
Но они
не могут
быть
расширены
беспредельно
- такого
не
бывает.
НА
ПЕРВЫЙ
КУРС
ЗАЧИСЛЯТ
БОЛЬШЕ
РЕБЯТ
- Но как
быть с
теми,
кто так
здорово
ни с
того ни
с сего
сдал ЕГЭ
и занял
в вузе
чужое
место?
-
Действительно,
сложность
первого
года
проведения
ЕГЭ в
штатном
режиме -
как
сделать
так,
чтобы
максимальное
число
ребят,
которые
не
пользовались
никакими
хитростями,
честно
сдавали
экзамены
и сдали
их
неплохо,
смогли
поступить
в вузы
на
направления
подготовки,
соответствующие
уровню
их
знаний.
Я уже
сказал
моим
коллегам-ректорам,
что мы
рассматриваем
возможность
зачисления
на
первый
курс
большего
количества
ребят,
чем
предполагалось
первоначальным
планом
приема.
Сейчас
мы
готовим
для
этого
юридические
основания.
Но с тем
чтобы
после
первой
сессии
произошел
отсев и
остались
те
ребята,
которые
лучше
подготовлены
и больше
нацелены
на
учебу,
причем
независимо
от того,
по каким
основаниям
они
поступили:
ЕГЭ,
вузовская
олимпиада
или иная
льгота.
- А
будет ли
возможность
у ребят,
которые
не
выдержат
учебу в
течение
первого
семестра,
перевестись
на менее
престижные
специальности
или в те
вузы,
где есть
недобор?
- Если
человек
начал
учиться
по
специальности
«юриспруденция»,
ему
будет
очень
непросто
перевестись
на
специальность,
например,
«машиностроение».
Но если,
скажем,
он начал
учиться
на
«радиотехнике»
в
Бауманке,
увидел,
что ему
сложно,
и
захотел
перевестись
в другой
технический
вуз, я
думаю,
что у
него
такая
возможность
будет.
- Узнаем
ли мы
список
республик,
регионов,
где были
«выдающиеся»
результаты
ЕГЭ, где
фантастически
много
льготников
и
олимпиадников?
А то
пока
как-то с
этой
информацией
туго...
-
Обязательно
узнаете!
В
отличие
от того,
что было
раньше,
благодаря
ЕГЭ
общество
получило
возможность
видеть,
что
реально
происходит
в
образовании.
Сейчас
мы
проводим
достаточно
серьезную
проверку,
результаты
которой
будут
доложены
правительству
и
президенту.
Кроме
того, ее
выводы
будут
доведены
до
сведения
всех
руководителей
регионов
- как
оцениваются
результаты
сдачи
экзаменов
у них в
республике,
области,
крае.
- Но
вряд ли
приписывали
100
баллов.
На
местах
тоже не
дураки
сидят -
накручивали
баллов
80 - 90,
- и
этого
достаточно,
чтобы
пройти
конкурс.
- Я
понимаю,
что
гораздо
интереснее
не
стобалльники,
а те,
кто
имеет
выше 80
баллов.
У нас
есть
абсолютно
четкая
картина
- где
есть
реальные
лидеры,
а где -
реальные
отстающие.
Псевдолидеров
определить
очень
просто.
Например,
республика
- лучшая
в ЕГЭ по
математике,
а
информатику
сдали
едва ли
не хуже
всех.
Задания
по
информатике
чисто
математические.
Как
человек,
который
имел
отношение
к
математике,
я
понимаю:
не может
быть,
чтобы в
республике,
имеющей
высокий
уровень
подготовки
по
математике,
были
провальные
экзамены
по ИКТ.
В другой
республике
очень
высокие
баллы по
ЕГЭ, но,
например,
нет даже
финалистов
олимпиад
по тому
же
самому
предмету.
Все это
всплывает,
будет
серьезно
проанализировано
и
сделаны
оргвыводы.
КАК
НАКАЖУТ
РЕГИОНЫ-ЖУЛИКИ
- Как
будут
наказываться
республики,
которые
решили
«нарисовать»
лучшие
результаты?
- Те
республики,
которые
показали
очень
высокие
баллы на
ЕГЭ, с
моей
точки
зрения,
не
нуждаются
в
финансовой
поддержке
со
стороны
федерального
центра.
У них
все в
порядке.
Поэтому
ресурсы,
которые
мы
выделяем
для
закупки
новых
кабинетов,
на
переподготовку
учителей,
им нужны
меньше,
чем тем
регионам,
в
которых
по
объективным
причинам
ситуация
не такая
хорошая.
Это
первое.
Второе.
Я буду
предлагать
губернаторам
решить
кадровый
вопрос в
тех
регионах,
где были
нарушены
процедуры
при
проведении
ЕГЭ.
Третье.
Мы
договорились
с
правоохранительными
органами,
в том
числе с
прокуратурой,
проверить
нарушения
законности
во время
сдачи
ЕГЭ. Мы
проведем
совместные
расследования.
Информацию
об
обнаруженных
нами
нарушениях
мы в
компетентные
органы
уже
передали.