"GAZETA.RU"
Комитет по
образованию Госдумы
обсудил возможные
поправки к закону о едином
государственном экзамене.
Авторы предлагают сделать
ЕГЭ добровольным, а
историю, литературу и
обществознание вообще
исключить из системы
тестов. Если эти поправки
примут, это будет означать
фактический крах ЕГЭ.
В
четверг на заседании
комитета по образованию
Госдумы депутаты
обсуждали возможные
поправки к принятому в
прошлом году закону «О
едином государственном
экзамене». С инициативой
этого законопроекта
выступил заместитель
председателя комитета по
образованию Госдумы Олег
Смолин и председатель
Совета федерации Сергей
Миронов.
Идея
проекта заключается в том,
чтобы лишить ЕГЭ статуса
обязательного испытания:
авторы предлагают
разрешить выпускникам
школ (они же абитуриенты)
самостоятельно выбирать
формат как выпускных, так и
вступительных экзаменов.
По
словам Смолина, эти
поправки в Думе уже
рассматривались – их
вносили ко второму чтению
рассмотрения закона о ЕГЭ,
но тогда они были
отклонены. Однако
инициаторы изменений в
закон о госэкзамене
надеются, что на этот раз
коллеги примут их
предложения. «Система ЕГЭ
деформирует главные
критерии образовательного
процесса в школе. Вместо
того чтобы развивать
личность учащегося, новая
оценочная система
заставляет учителей
просто натаскивать
школьника на различных
тестированиях, которые в
большинстве своем далеки
от совершенства», – заявил
Смолин «Газете.Ru».
Историю,
литературу и
обществознание авторы
поправок вообще
рекомендуют изучать и
сдавать по старой
традиционной схеме.
«Я
много общаюсь на тему ЕГЭ с
различными
представителями
образовательного
сообщества, – говорит Олег
Смолин. – Так вот,
большинство из них ратует
за возвращение к такой
форме тестирования
литературы, как сочинение.
Ну скажите, как можно
изучать этот предмет,
когда вместо того чтобы
читать и проникаться
стихами великих поэтов,
школьников будут
бессмысленно натаскивать,
какие приемы использовал
тот или иной поэт при
написании своих
стихотворений? Я не думаю,
что, к примеру, тот же
Есенин думал об этом, когда
писал свои шедевры. Мы
считаем, что сводить
изучение такого предмета,
как литература, философия
или история к подобным
вещам просто немыслимо».
Однако,
понимая выгодность ЕГЭ для
такой категории
выпускников, как школьники
из отдаленных городов и
сел, говорит Смолин, авторы
поправок не предлагают
запретить эту систему
оценки знаний, а просто
сделать ее добровольной.
Правда,
комитет революционные по
своей сути поправки пока
не поддержал.
«Итоги
заседания таковы: за
законопроект
проголосовали 4 депутата
из КПРФ, против – депутаты
«Единой России», которых
подавляющее большинство,
– сообщил Олег Смолин. – И
это при том, что когда
принимали закон о ЕГЭ,
министр образования
Андрей Фурсенко заявил,
что единый госэкзамен не
может быть единой системой
оценки знаний. После чего
этот законопроект был
принят».
Смолин
пообещал вернуться к
рассмотрению возможных
поправок к закону о ЕГЭ
после того, как получит
заключения ведущих
образовательных
учреждений страны. «Мы
надеемся, что
образовательное
сообщество примет более
внятную позицию по этому
вопросу», – заключил Олег
Смолин.
Председатель
думского комитета по
образованию Григорий
Балыхин говорит, что
рассмотрение депутатами
таких поправок еще ничего
не значит. «Закон только
принят в прошлом году, и он
позволяет принимать в вузы
ребят не только по ЕГЭ, но и
по результатам олимпиад и
других подобных
соревнований. Поэтому не
факт, что поправки о
сохранении вступительных
экзаменов в вузы будут
приняты. Правительство уже
дало отрицательный отзыв
по этому законопроекту», –
заявил он.
Однако
эксперты считают, что
подобная инициатива
думцев, по сути, означает
провал ЕГЭ.
«Система
ЕГЭ провалилась, и эта
инициатива Госдумы –
лишнее тому подтверждение,
– заявил президент
Всероссийского фонда
образования Сергей Комков.
– Доказательство краха
ЕГЭ – ряд громких
скандалов с продажей
сертификатов ЕГЭ и
решенных тестовых
заданий», сообщает ИТАР-ТАСС.
По
мнению сторонников этой
точки зрения, основная
цель ЕГЭ – сделать высшее
образование доступным для
жителей глубинки –
обернулась возможностью
для развития коррупции
теперь уже на школьном
уровне.
Эксперты
утверждают, что
информационная
безопасность материалов
по ЕГЭ оставляет желать
лучшего, а погрешности при
высших и низших баллах
настолько высоки, что
ставят под вопрос
объективность этой
системы оценки знаний. По
данным Всероссийского
фонда образования, за
последние два года около 30%
студентов отчисляют за
неуспеваемость уже после 1–2-го
курса. Большинство из них
– те, кто поступил в вуз по
результатам ЕГЭ.
В
числе ярых противников ЕГЭ
всегда выступал и ректор
МГУ им. Ломоносова Виктор
Садовничий. Тем не менее,
недавно он заявил, что уже
в этом году при
поступлении в университет
результаты ЕГЭ будут
учитываться наравне с
традиционными испытаниями,
которые проводятся в вузе.
Как
подчеркнула в разговоре с
корреспондентом «Газеты.Ru»
пресс-секретарь МГУ
Евгения Зайцева, со
следующего учебного года
при поступлении в
университет данные
школьных экзаменов будут
суммироваться с
результатами
вступительных. По закону о
ЕГЭ, такая же возможность
оценивать знания своих
абитуриентов будет не
только у МГУ им. Ломоносова,
но и у тех вузов, которые
определят Минобрнауки и
правительство России.
Скорее всего, на
постоянной основе в этот
список войдут такие
престижные вузы, как МГУ,
МГИМО, Санкт-Петербургский
государственный
университет и МГТУ им.
Баумана.
Судя
по всему, закон о ЕГЭ ждут
изменения – какого толка,
пока не ясно. О том, что
система единого
госэкзамена еще будет
«совершенствоваться», в
четверг во время своей
ежегодной пресс-конференции
заявил российский
президент. Впрочем,
направление Владимир
Путин не обозначил.
15 февраля 2008 г.
|