"Российская газета"
ЕГЭ в его нынешнем виде тревожит многих ученых.
Скажем, экзаменаторов поразило, что всего за год
"пятерочников" по русскому языку в
Санкт-Петербурге стало в несколько раз больше.
Своими сомнениями делится декан филологического
факультета Санкт-Петербургского университета
Сергей Богданов.
Участвуя в эксперименте по ЕГЭ, мы ввели
шкалу перевода его результатов в наши оценки на
вступительных испытаниях: с 40 до 95 баллов -
"тройка", с 96 до 98 баллов - "четверка", 99 и
100 баллов - "пятерка". Таким образом,
преимущество при поступлении получают только
действительно одаренные дети.
За два года получили удивительные результаты. В
прошлом из более чем 1300 абитуриентов,
поступавших на филологический факультет, лишь 14
имели по ЕГЭ "четверки" и "пятерки". А во всем
Петербурге полных "пятерочников" оказалось всего
четыре человека.
В нынешнем году картина разительно изменилась.
Абитуриентов, имеющих на нашем факультете
преимущество по ЕГЭ, оказалось уже более 60
человек. Выходит, всего за год в России стали в
четыре раза лучше учить русскому языку? Кстати,
отличников на весь Санкт-Петербург уже не
четыре, а чуть ли не сорок.
Такого рода факты дискредитируют саму идею
единого экзамена. А кто объяснит такой
"феномен": в Дагестане показатели по ЕГЭ
существенно выше, чем по Ленинградской или
Московской области? Вывод напрашивается
следующий: наш ЕГЭ на самом деле не так уж един,
и даже, простите, не очень государственный.
Срочно принимать закон о его введении опасно. В
то же время отказываться от тестового экзамена
не следует. Система ко всему приспосабливается.
Значит, вузам следует создавать примерно такие
условия, какие мы применяем в университете.
Кроме собственной шкалы перевода баллов в оценки
проводим дополнительные испытания для желающих у
нас учиться.
Абсолютизировать ЕГЭ нельзя, тестовая система не
может быть панацеей от злоупотреблений в системе
образования. И я вполне допускаю провести в
техническом вузе экзамен по русскому языку с
помощью тестов. А вот принуждать ограничиться
ЕГЭ на филологическом факультете или, к примеру,
ввести его по иностранному языку в письменном
виде на восточном факультете университета - вещь
абсолютно бессмысленная и недопустимая. Поэтому,
предлагая закон, министры должны помнить о том,
чтобы не навредить российской системе высшего
образования.
07
сентября 2005 г.
|