Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
поддерживают отличники и педагоги,
готовые повышать свой профуровень, а
среди его противников – двоечники и
подростки с повышенным уровнем
тревожности. Таковы выводы исследования,
проведенного в преддверии этого экзамена
Всероссийским центром изучения
общественного мнения (ВЦИОМ). Напомним,
с 26 мая по 19 июня впервые все
выпускники российских школ в
обязательном порядке будут сдавать ЕГЭ.
Результаты исследования показывают, что
среди сторонников ЕГЭ, как правило,
отличники и хорошисты, ответственно
относящиеся к учебе, верящие в свои
силы, а также школьники, у кого брат,
сестра или близкий друг уже сдавали
данный экзамен. Также ЕГЭ поддерживают
передовые педагоги, готовые повышать
свой профессиональный уровень и не
боящиеся внешних оценок результатов
своей работы, а также выступающие за
борьбу с коррупцией при выпускных
экзаменах в школе и поступлении в вуз.
Среди сторонников единого госэкзамена
оказались родители с высокими
адаптивными качествами, убежденные, что
ЕГЭ облегчает поступление в вуз, и
полагающие, что этот экзамен мотивирует
учителей повышать свою квалификацию, а
их детей более ответственно относиться к
обучению.
По данным опроса, среди противников ЕГЭ,
как правило, двоечники, теряющие
возможность списать или получить
подсказку во время сдачи, а также
«ребята с повышенным уровнем
тревожности». К ним также можно отнести
категорию школьников, считающих, что
раньше «можно было быть зачисленным в
вуз, заплатив за поступление». Учителя,
предпочитающие следовать исключительно
старым методам в работе и избегающие
каких-либо нововведений, и родители,
испытывающие недостаток достоверной
информации о ЕГЭ, также выступают против
ЕГЭ.
В ходе исследования было выявлено, что в
обществе существует глубинное понимание
необходимости системных изменений в
сфере образования. «В связи с этим ЕГЭ
признается эффективным инструментом
выявления проблемных зон в образовании
для их последующего качественного
улучшения. Кроме того, выпускники этого
года единодушны в том, что нервозная
обстановка вокруг ЕГЭ создается
взрослыми», – отмечается в опросе.
По данным ВЦИОМ, учителя особенно
отметили необходимость повышения
профессиональной квалификации своих
коллег для обеспечения успешной сдачи
ЕГЭ школьниками.
В ходе исследования было проведено 9
фокус-групп: с учениками 9 и 11 классов
и их родителями, учителями, преподающими
как обязательные для сдачи предметы, так
и предметы «по выбору». Исследование
будет продолжено в мае в одном из
городов СФО.