"Комсомольская правда"
- Андрей Александрович, в почте «Комсомолки»
много писем про образование. Но в них нет ничего
про бакалавриат и магистратуру с предшколой.
Народ волнует, что нужно заплатить учителю,
чтобы он занимался с детьми, что трудно устроить
ребенка в садик, что приходится копить деньги на
репетиторов, чтобы сын или дочь поступили в
приличный вуз. И с каждым годом образование все
больше залезает к нам в карман! Такое
впечатление, что жизнь идет своим путем, а ваши
реформы - своим, и, похоже, не пересекаются...
- Хорошо, давайте об этом поговорим.
Может быть, это на самом деле одно и то же?
Недавно я общался с одним известным политиком из
Совета Федерации. Два года назад он был большим
противником
ЕГЭ. А потом у него ребенок собрался в вуз.
Выяснилось: чтобы гарантированно поступить,
нужно поучиться на подготовительных курсах. А
это 50 евро за
одно занятие. Независимо от того, пришел ты на
него или нет. Занятие в группе и, в общем, с не
очень понятным результатом. Значит, оплачиваются
не знания, а справка о прохождении
подготовительных курсов. Теперь этот политик -
за ЕГЭ.
- Ну такой ответ не проходит. Что, с
введением ЕГЭ нам не придется платить? Как бы не
так! В прошлом году мы в «КП» проводили
эксперимент - следили, как одиннадцатиклассник
из Самары готовится к сдаче тестов. Чтобы
поступить в серьезный технический вуз, ему все
равно пришлось дополнительно заниматься со
школьными учителями и ездить на подготовительные
занятия в институт.
- Но он ведь знания получал?
- Получал...
- Тогда мы говорим о разных вещах. Одно дело,
когда, для того чтобы поступить в институт,
независимо от знаний ты должен кому-то заплатить.
Другое дело - уровень школьного образования не
всегда недостаточен, чтобы человек мог дальше
нормально учиться.
- А откуда вам это ведомо? Может, как раз
школа дает достаточно, это вуз планку задирает.
- Еще десять месяцев назад, когда я пришел в
министерство, я говорил: ребята, давайте
отвлечемся от ЕГЭ, от ГИФО (имеются в виду
государственные именные финансовые обязательства.
- Ред.), от других «волшебных» слов. У нас есть
простая задача: чтобы страна и каждый конкретный
человек в этой стране жили успешно и счастливо.
Сама система образования не может определить,
кого мы должны готовить. Поэтому нам нужно
выстроить ее с точки зрения нормальной
человеческой логики. И первый шаг -
сформулировать требования: кого образование
должно «производить». То есть внешний заказ. Кто
заказчики? Работодатели, экономика, общество.
И тогда мы стали собирать работодателей и
спрашивать: а кто вам нужен? Беда в том, что
пока они не могут четко сформулировать ответ.
Еще сказать о том, каких специалистов не хватает
сейчас, они в состоянии. А нам нужно знать, кого
готовить через пять - семь лет!
Диплом - за четыре года
- Но если непонятно, кого готовить, может,
повременить с реформами? Ну поменяете вы
таблички на дверях, навесив новые ярлыки - «бакалавриат»,
«магистратура»! Лучше станет?
- Да не привязывайтесь вы к словам! Назовите
по-другому: 1-я ступень, 2-я ступень. Или вообще
никак не называйте.
Проблема-то есть. Люди учатся по 5 - 6 лет.
Многие - за государственный, то есть наш с вами
счет. Ну и что? Те знания, которые они получают,
достаточны для того, чтобы быть успешными? Нет.
Большинство выпускников педвузов, тысячи ребят
из других институтов, получив диплом, трудятся
не по специальности.
Мы спрашивали у работодателей: «Что вы делаете с
теми, кто приходит к вам из вуза?» Они говорят:
«В лучшем случае - доучиваем, в худшем -
переучиваем». Тогда мы задаем вопрос: «Что вам
лучше: доучивать или переучивать?» Говорят: «Лучше
доучивать».
Бакалавриат - это полноценное образование, он
дает базу, которая позволит совершенствоваться,
но уже по той специальности, по которой ты
работаешь! При этом и законодательно, и
психологически должно быть понятно: обучение в
вузе в течение 4 лет - полноценное высшее
образование.
Взяточников расстреливать не будем
- И все же, какая разница - бакалавриат,
магистратура, когда в вузе - и это хорошо
известно - все покупается и продается. Ну купят
диплом не бакалавра, а магистра...
- А что делать? Расстреливать взяточников?
Единственный способ борьбы с коррупцией -
проверка результата. Ну купил ты диплом, а куда
ты с ним пойдешь, если из тебя специалист
никудышный? Кто тебя-то с такими знаниями «купит»?
Ты должен быть заинтересован получать знания, а
не взятки раздавать.
- Да какая бы система ни была, если у
преподавателя нищенская зарплата, он будет брать...
- О чем вы говорите?! У нас что, обеспеченные
люди не воруют? Маленькая зарплата - не
оправдание воровству.
Платить нормально учителям и преподавателям
нужно не потому, чтобы они взяток не брали. Это
позор для страны, что у нас в школах и в вузах
получают такую мизерную зарплату. Мы должны
обеспечить этим людям нормальную, достойную
жизнь для того, чтобы они работали с
удовольствием...
- Ну вот опять - «мы должны обеспечить», «потерпите».
Терпим уже сколько лет. А у нас уже 30-летних в
школах нет...
- Нам надо как можно скорее переходить на
отраслевую систему оплаты труда...
Зарплату учителям поднимем вдвое
- И в результате опять будет подачка,
зарплату поднимут на 20 процентов - как раз на
уровень инфляции...
- А что такое «не подачка»?
- Это вы скажите...
- А на 50 процентов - это подачка или нет? Мы
хотим, чтобы к 2008 году зарплата учителя по
сравнению с сегодняшним днем была хотя бы
удвоена. Чтобы сразу существенно поднять
зарплату людей, работающих в образовании, в год
требуется около 300 миллиардов рублей. Поэтому
приходится действовать поэтапно.
- И поэтому вы решили пока эти деньги взять
из родительского кармана? Что это за идея такая:
бесплатно преподавать только 75 процентов
учебного времени - то, что входит в базовый
учебный план, а 25 процентов того, что будут в
школе преподавать, станет платным?
- Родители все равно платят. И мы говорим: не
надо унижать учителя и унижать себя, когда это
делается тайком. Надо создать условия, при
которых, если родитель считает нужным заплатить,
он может сделать это легально и при этом
потребовать какой-то результат.
- Но одно дело, когда вы легализуете деньги,
которые я добровольно плачу за учебу своего
отпрыска, другое, когда устанавливаете лимит -
четверть программы возьми да оплати!
- Та четверть - это дополнительные предметы. Вы
их сможете взять, если захотите. А за детей из
малообеспеченных семей будет и тут платить
государство.
- А по-моему, проще, если я напрямую Марь
Иванне кладу в карман, тогда хотя бы потребовать
с нее что-то смогу...
- Как?! Накричите?
- А если я официально заплатил, что, я на нее
в суд подам за двойки?
- Если вы в магазине заплатили за колбасу и она
оказалась тухлой, то вы приходите, устраиваете
скандал, даже в суд можете подать. И в школе вы
должны иметь законные основания сказать: «Мария
Ивановна, я вам заплатил, а вы ничего не сделали».
- Ага, я на учительницу в суд подам...
- А почему нет?! Вы же договор заключите.
Молодежь - к доске!
- И вы считаете, если зарплата в школах
поднимется, сюда пойдет молодежь?
- Система оплаты труда, которую мы предлагаем,
не будет зависеть от стажа и часов. Молодому
педагогу не придется десять лет ждать, пока
накопится педстаж и ему прибавят 300 рублей.
Хорошо учишь - получи соответствующий разряд.
Есть и другие экономические рычаги. Например,
государственные субсидии. Человеку оплачивается
учеба в вузе. Потом либо он работает
определенное количество лет учителем или врачом,
либо возвращает деньги.
Второе - это жилье. В Якутии есть программа
ипотеки для сельских учителей. И молодежь пошла.
Жилье для молодой семьи - это очень важно.
- А отсрочки для учителей-мужчин отменяют...
- Вы знаете, сколько таких работают сейчас?
Сотни две или три человек по всей России.
Принципиально на ситуацию эти отсрочки не влияют.
Базу перетрясем
- Андрей Александрович, то есть вы считаете,
это правильно, когда я вообще должен платить за
школу, за поступление в вуз?
-
Я считаю, что платить надо, если вы хотите
что-то дополнительно получить. Но сначала нужно
точно определить, что школа должна дать за те
налоги, которые вы заплатили. То есть база. И
этой базы должно быть достаточно для того, чтобы
ребенок ваш нормально мог поступить в институт
по конкурсу. Или получил нормальную работу.
- То есть вы понимаете, что школьная
программа напоминает ассорти из самых
разнокалиберных знаний, из которых даже
приличного «салата оливье» не сделать.
- Программы плохо сформулированы, согласен. И
это реальная проблема в отличие от ЕГЭ. До сих
пор упор в стандартах делался не на том, что
человек должен знать по окончании школы, а как
он будет учиться. Вон в биологии ученик должен
был выучить, сколько есть видов лишайников.
Зачем?! Не достаточно ли объяснить, что
лишайников этих много. А если ребенка загрузить
излишне подробными знаниями, он вообще
возненавидит биологию.
На всех моих встречах с учителями и родителями
люди говорят о недостатках стандартов. В новых
стандартах должны быть две вещи. Первая -
условия, в которых ребенок учится. Чтобы из окон
не сквозило и чтобы туалеты были чистыми. И
вторая вещь - это набор знаний, который он
должен получить, заканчивая школу. Программы
будем существенно разгружать, облегчать. Больше
физкультуры, больше прикладных предметов. По
крайней мере до девятого класса. Вот в старшей,
профильной, школе пойдет специализация.
- И когда такие стандарты будут?
- Существует мощное педагогическое лобби, и оно
не заинтересовано программы разгружать. Поэтому
в разработке стандартов должны участовать люди,
находящиеся вне системы образования - ученые
Академии наук, психологи. Мы хотим к 2007 году
получить новые стандарты.
Вот вы опубликуете это, и я предвижу очередной
накат на министерство, потому что мы лишаем
большого куска хлеба тех, кто много лет кормился
за счет этих стандартов, - разработчиков,
методистов, авторов учебников...
Но не делать ничего нельзя. Объективные
исследования показывают: мы на 30-м месте по
уровню среди развитых стран. Где-то на уровне с
Америкой, которая сама признает - у них школьное
образование не на высоте. Даже финны сильнее.
Всех - в сад!
- Ладно, со школой и вузом разобрались. А
зачем предшкола? И так детских садов не хватает,
а мы и тут без реформы не можем!
- А необязательно организовывать предшколы в
детских садах. Почему это у нас все под одну
гребенку?! Есть бывшие дома пионеров.
Для того чтобы ребенок пришел в 1-й класс, не
испытывая диких стрессов, достаточно
организовать для него по три урока в неделю по
30 минут. Игровых урока. Это тоже плохо?
А потом сама жизнь это уже делает. В Тюмени без
наших реформ уже 80 процентов детей готовят к
школе. В Челябинске - больше 60 процентов. В
Москве - почти всех. И специалисты по детской
психологии такой подход поддерживают.
Вот только ни в коем случае никого не надо
заставлять. Если дома родители способны
подготовить ребенка - этого достаточно.
БЛИЦ
Зачистки вузов
- Вот вы все о рыночных механизмах, а
негосударственные вузы закрываете...
- Я бы не делил на государственные или
негосударственные. Ситуация примерно одинаковая:
во многих учат плохо.
Так что проверять их работу будем и дальше,
причем достаточно жестко. Но мы не «Маски-шоу»:
сегодня проверили, а завтра закрыли. Мы даем
предписание: исправить нарушения в течение
нескольких месяцев. Если нет, тогда отбираем
аккредитации, аттестации. При этом продумываем,
каким образом студенты проштрафившегося вуза
смогут перейти в другие учебные заведения, если
они нормально учились.
Я вообще думаю, что и саму «табель о рангах»
вузов нужно менять. Должно быть 10 - 20 ведущих
вузов, конкурентоспособных на мировом уровне,
еще 100 - 200, которые будут определять планку
образования. Все остальные войдут в «низшую»
лигу. В спорте никого не удивляет, что есть
команды высокого уровня, которые выступают за
Высшую лигу, а есть те, кто пока держится в
первой. И в образовании может быть то же самое.
- Что будет с Единым госэкзаменом?
- Честно говоря, само слово «ЕГЭ» создает
проблемы. Оно скомпрометировано - слишком
напористо раньше ЕГЭ насаждали.
Можно, конечно, придумать новое слово. Но я не
думаю, что это честно, а так хотя бы понятно, о
чем мы говорим. Суть в том, что нам нужен единый
инструмент контроля знаний в масштабах всей
страны. Мы должны знать, где у нас провал, что
нужно вытягивать.
Проблема - в процедуре. Было много нареканий на
формулировки заданий. До недавнего времени тесты
составляла закрытая группа. Мы материалы улучшим,
а для их составления позовем как можно больше
ученых, учителей, специалистов.
Как участвовать в ЕГЭ - решает сам регион.
Бывает, ученик имеет право выпускной экзамен
сдать в традиционной форме, хотя при этом может
сдавать и ЕГЭ. Но тогда для поступления в вуз,
где прием ведется по результатам ЕГЭ, ему все
равно придется сдать единый госэкзамен.
В этом году эксперимент по ЕГЭ продолжается.
Думаю, на следующий год не останется региона,
который не попробовал бы ЕГЭ.
24
февраля 2005 г.
|