"Московский комсомолец"
Госэкзамены будут сдавать даже
четвероклассники. Что нового ожидается в этом
году на Единых госэкзаменах? Как они пройдут в
Москве? Сколько вузов станет принимать
ЕГЭ-свидетельства? На эти и другие вопросы
корреспондента “МК” ответил в эксклюзивном
интервью руководитель Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки Виктор
БОЛОТОВ.
— В 2005 году Единый госэкзамен пройдет в 78
регионах России, в нем примет участие более 1
миллиона выпускников. Госы доберутся уже до
отдаленных районов — Ханты-Мансийского округа,
Хабаровского края. Каждый субъект Федерации сам
определит их количество и обязательность.
Скажем, в Москве экзаменов всего два — по
русскому языку и истории, оба добровольные, а в
Петербурге все 11-классники обязательно сдают
русский в форме ЕГЭ.
— Некоторые родители до сих пор сомневаются,
нужны ли госы? Столько лет ребята сдавали
экзамены в “родной” школе “своим” учителям...
— ЕГЭ должен избавить 11-классников от двойной
проверки знаний. Но совмещение выпускного и
вступительного экзаменов — только одна из его
целей. Не менее важна и другая — объективная
оценка качества знаний. Не секрет, что
“пятерка”, поставленная выпускникам в двух
соседних школах, зачастую имеет разный “вес”.
Госэкзамен же покажет реальную картину знаний
выпускников по всей России, ведь критерий оценки
одинаков и для Калининграда, и для Владивостока.
В этом году, кстати, в 10 субъектах Федерации
(Новгородской, Омской областях, Краснодарском
крае и других) госы будут и у 9-классников.
Пока, конечно, в качестве эксперимента. В
принципе ЕГЭ после окончания девятого класса
очень нужен, особенно, как я считаю, для Москвы,
Петербурга и других крупных городов. Ведь в
элитных гимназиях и лицеях прием в 10-й класс не
всегда идет справедливо. Где-то главную роль
играют деньги, где-то — личные связи или
служебное положение родителей… Результаты госов
могут стать объективным критерием для приема в
старшую школу. В идеале же проверку знаний надо
проводить уже в четвертом классе, когда ребенок
заканчивает “началку”. Разумеется, тесты должны
быть игровыми — на образность мышления,
сообразительность, память. Никого из малышей,
конечно, отчислять за плохой ответ не будут, но
зато станет понятно, насколько хорошо
подготовили ребенка в начальной школе. И
учителям в 5-х классах гораздо легче будет
строить занятия и подтягивать отстающих.
Проводить “госы для малышей” нужно, конечно, по
специальным методикам в самой школе. Единый
госэкзамен, разделенный на три этапа (в конце
4-го, 9-го и 11-го классов), даст анализ знаний
школьника за все время обучения.
— Но не скажутся ли результаты госов на самих
учителях? Низкие баллы, полученные ребятами на
экзамене, могут быть использованы против
педагогов…
— Нельзя оценивать работу учителя только по
результатам ЕГЭ. Если школа находится в
неблагополучном районе, у учеников одни знания,
в престижном месте — другие. Однако если
гимназия считается элитной, а результаты
низкие... ЕГЭ — это своего рода градусник,
показывающий “температуру” образования. В
последнее время этим показателем, между прочим,
активно интересуются родители старшеклассников.
В школах Ярославской области, где введено
подушевое финансирование (деньги дают по
количеству учеников), папы и мамы, прежде чем
отдать ребенка в 10-й класс, спрашивают, какой
ЕГЭ-балл получили выпускники данного учебного
заведения. Педагогам приходится напрягаться,
чтобы результат был как можно выше, иначе дети
(и деньги) уйдут в другую школу…
— Что делать, если выпускник получит на ЕГЭ
“двойку”? В прошлом году по математике, как
известно, 20% ребят не смогли дотянуть до
“троечки”. Им, по идее, не должны выдавать
аттестаты…
— Пока действует старое правило — “плюс один
балл”. Если ученик на ЕГЭ получит “два”, в
аттестат поставят “три”. Мы не имеем права
лишать ребенка права на продолжение учебы после
школы. Но в будущем положение, скорее всего,
изменится. Сейчас обсуждаются три варианта
решения проблемы. Первый: ставить в аттестат
оценки только по итогам года, а выпускные ЕГЭ
(они же вступительные в вуз) сделать
добровольными. Это избавит от лишней нервотрепки
ребят, решивших идти сразу работать или
выбравших ПТУ. Второй вариант: аттестаты
выдавать вообще без оценок (как вузовские
дипломы), но ЕГЭ сделать обязательным для всех,
и уже по их результатам принимать в институт.
Третий вариант для профильной школы: разный
набор обязательных госов в зависимости от
направленности обучения. Если ученик выберет
гуманитарный профиль, он будет сдавать, к
примеру, русский язык, историю, литературу, если
естественно-научный — химию, физику, биологию,
если технический — математику, физику,
информатику.
— Некоторые российские университеты настаивают
на праве проводить свой дополнительный экзамен.
Результаты ЕГЭ, по мнению их ректоров, не
позволяют отобрать нужного студента: можно, мол,
пропустить будущего Ломоносова или Эйнштейна,
надо видеть глаза абитуриента…
— Элитные вузы (например национальные
университеты), скорее всего, получат право
проводить дополнительное испытание. Однако это
не будет перепроверкой знаний выпускника.
Экзамен может быть в форме собеседования, цель
которого — выявить интеллектуальные способности
школьника, его кругозор. Помню, на вступительном
экзамене по физике меня неожиданно спросили:
“Почему в жаркий день листья деревьев гладкие, а
в пасмурный — шероховатые?” Вопрос вроде бы по
биологии, но я сообразил, что при жаре листья
берегут влагу и закрывают свои поры (устьица),
поэтому и выглядят гладкими, в пасмурный день
они открыты, отсюда и шероховатость… Подобного
рода вопросы вполне допустимы. Можно принимать у
абитуриентов эссе на тему: “Почему я выбрал эту
специальность?”. В любом случае собеседование не
должно быть таким, чтобы к нему готовили на
специальных курсах.
— Ректоры также говорят о необходимости брать
студентов по итогам олимпиад…
— Тоже возможно. В будущем году, я думаю, право
внеконкурсного зачисления получат победители и
призеры региональных олимпиад (пока его имеют
победители и призеры только международных и
всероссийских). Главное — сделать эти состязания
общедоступными, чтобы они не проводились для
слушателей “своих” подготовительных курсов.
— Сохранятся ли льготы у школьных медалистов?
— В этом году — да, но в 2007-м их, скорее
всего, отменят. У каждого вуза будет свой
критерий “пятерки”. В престижных он,
естественно, выше (97—99 баллов), в средненьких
— ниже (93—95). Сохранятся и льготы для
инвалидов, сирот, военнослужащих и т.д. Критерий
“тройки” опять же будет разным, чтобы не
получилось так, что все бюджетные места займут
только льготники. А их, кстати, уже около 100
категорий…
— Все ли университеты и академии станут
принимать ЕГЭ-свидетельства?
— Московские вузы отдали ЕГЭ половину своих
специальностей, там в качестве вступительных
засчитают госбаллы. На остальных отделениях
экзамены пройдут в традиционной форме. Более
подробно можно узнать в приемной комиссии
института. Не участвуют в эксперименте главный
университет страны и некоторые “силовые” учебные
заведения. Творческие вузы, кстати, охотно
принимают ЕГЭ-свидетельства — это избавляет их
от головной боли при проведении общешкольных
испытаний. В этом году большинство российских
колледжей и техникумов будет набирать студентов
только по результатам госов.
— В прошлом году была проблема с заданиями по
геометрии на “математическом” ЕГЭ…
— Задания по тригонометрии потребовали включить
в тесты технические вузы, для них это очень
важно. Поэтому “геометрические” ответы в тестах
учитываются только в свидетельствах,
предоставляемых в качестве вступительных в
институт. На отметку в школьном аттестате они
никак не повлияют.
Анекдот от Виктора Болотова. Студент на экзамене
тащит билет, смотрит и тут же просит другой,
потом третий, четвертый… Профессор берет его
зачетку и ставит “три”. “За что? — удивляется
его ассистент. — Ведь он же ничего не ответил!”
“Раз ищет, значит, что-то знает”, — поясняет
мудрый экзаменатор.
23 мая 2005 г.
|