"Учительская газета"
12 октября 2004 года в Москве под эгидой Федеральной службы по надзору в
сфере образования и науки прошло IV Всероссийское совещание, на котором были
подведены итоги эсперимента по проведению единого государственного экзамена
в 2004 году. В работе совещания приняли участие заместитель министра
образования и науки РФ Андрей Свинаренко, руководители региональных органов
управления образованием 78 регионов РФ, а также ректоры вузов, директора
учреждений среднего профессионального образования. Совещание стало прологом
заседания коллегии Минобрнауки РФ, прошедшего 13 октября 2004 года, в
повестке дня которого был актуальнейший вопрос о судьбе ЕГЭ в России в
следующие годы. Понятно, что рекомендации Всероссийского совещания должны
были сыграть значительную роль в будущем единого экзамена.
В последнее время споры о
едином госэкзамене достигли наивысшей степени накала, на страницах газет, на
телеэкранах сталкивались в непримиримой дискуссии его сторонники и
противники, привлекавшие в качестве арбитров и экспертов ученых, управленцев
самого высокого уровня. Споры шли об обязательности и добровольности сдачи
экзамена, правомерности проведения итоговой школьной аттестации в форме
тестов и т.д. В результате словесных баталий до сей поры не был найден
консенсус отчасти потому, что у всех участников полемики были разные
позиции. Москва спорила по поводу КИМов и технологии проведения экзамена,
МГУ настаивал на своем праве отбирать одаренных и талантливых с помощью
собственных вступительных испытаний. Педагогам казалась искусственной
ситуация, при которой ни один из них не мог участвовать в оценивании знаний
тех, кого они учили в течение нескольких лет. Но в чем сходились противники
и сторонники ЕГЭ, так это в том, что не подведены и не оглашены результаты
эксперимента, а потому рано говорить о введении этого экзамена в широкую
практику.
Предварительные итоги
Участники совещания самым естественным образом разделились на разные группы:
одни уже четвертый год участвуют в эксперименте и имеют солидный
практический опыт, другие только подключились к этому интересному делу, а
третьи лишь собираются вступить в эксперимент в следующем году. Причем
многие опытные экспериментаторы-руководители активно агитировали своих
коллег, настаивали на прекращении эксперимента в своих регионах и переходе
проведения ЕГЭ в рабочий режим.
По мнению участников
совещания, эксперимент проходит удачно. Во всяком случае уже отработана
технология проведения экзамена, которая обеспечивает государственные
гарантии доступности и равных возможностей для получения качественного
образования. У юных жителей отдаленных районов и сельской местности
появилась реальная возможность получить самое качественное высшее
образование, в том числе за счет заочного участия в конкурсе сертификатов. С
учетом результатов ЕГЭ началось совершенствование содержания образования,
отработка на более высоком уровне как программ, так и учебной, методической
литературы, повысилось техническое оснащение образовательных учреждений в
сфере информационных технологий, а также заметен существенный рост мотивации
к их использованию в практической работе.
Не только виртуальный диалог
Высказывалось мнение и о том, что система единого госэкзамена уже готова к
введению в штатный режим. Ведь уже обновлены нормативные правовые документы
и инструктивные материалы, регламентирующие процедуру и содержание ЕГЭ,
работу государственных экзаменационных и конфликтных комиссий в субъектах
РФ, организацию приема в высшие и средние специальные учебные заведения,
развитие системы общественных наблюдателей.
В ходе отработки эксперимента
были опробованы различные модификации технологии проведения ЕГЭ. Базовая
автоматизированная информационная система «Экзамен» использовалась в
7 субъектах РФ, в том числе в Санкт-Петербурге, компьютерная форма
проведения ЕГЭ по географии и информатике была впервые опробована в прошлом
учебном году в Новгородском государственном и Уфимском государственном
авиационно-техническом университетах.
Очень важно то, насколько точно и оперативно передаются данные о сдаче ЕГЭ.
Сегодня в эксплуатацию уже введена сеть передачи данных о ЕГЭ в 65 субъектах
РФ. Опытная эксплуатация федеральной базы свидетельств о результатах ЕГЭ
обеспечила взаимодействие всех заинтересованных пользователей. В 2004 году к
этой базе обратились около 300 тысяч человек.
В самом начале эксперимента
его авторы и организаторы обещали, что теперь прием ребят из отдаленных
регионов в столичные вузы существенно облегчится. Так вот, в 2004 году
впервые была апробирована единая система приема и зачисления в вузы с
использованием автоматизированной системы «Единый конкурсный прием», при
которой организация приема и информирование поступающих шло без их выезда к
месту расположения вузов. В апробации принимали участие 14 вузов из
11 субъектов РФ, в ней участвовали 33,6 тысячи абитуриентов, из них 7 тысяч
стали студентами высших учебных заведений.
От эксперимента к практике
Дискуссия о настоящем и будущем ЕГЭ все же разгорелась и в ходе совещания.
Видимо, на это обречены все те, кто в той или иной мере прикасается к этой
острой теме. Предлагались различные варианты принципов добровольности или
обязательности этого экзамена для всех выпускников и абитуриентов,
оптимизации сроков его проведения, увеличения числа предметов школьной
программы, предлагаемых к сдаче в форме ЕГЭ. Предметом дискуссии стал статус
победителей предметных олимпиад и возможность их внеконкурсного зачисления в
вузы в условиях единого госэкзамена, необходимость дополнительных испытаний
при поступлении, синхронизации шкалы баллов, набранных на экзамене и
засчитываемых вузами при приеме на первый курс, необходимость
совершенствования информационной безопасности и модернизации IT-технологий,
обеспечивающих процесс проведения ЕГЭ.
В споре были обозначены
проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Это и совершенствование
подготовки контрольно-измерительных материалов для проведения ЕГЭ,
расширение заданий, которые ориентированы на проверку общеучебных навыков и
умений, упрощение процедуры рассмотрения апелляций и публикация методики
шкалирования результатов сдачи госэкзамена, позволяющей уменьшить число
необоснованных обращений по апелляциям. По мнению регионов, нужно отработать
и опробовать технологию проведения ЕГЭ для учащихся с ограниченными
возможностями, для выпускников, проживающих в труднодоступных и отдаленных
территориях, в российских школах, расположенных за границей, и т.д.
Немало упреков обычно адресуют ЕГЭ из-за нарушения процедуры проведения
экзамена. Сегодня есть институт общественных наблюдателей, число которых
нужно, по общему мнению, увеличивать. Но одновременно необходимо усиливать
ответственность должностных лиц за нарушение процедуры проведения единого
госэкзамена и объективности его результатов. Без этого негативное отношение
к ЕГЭ не переломить. Нужно более четко провести разграничение полномочий в
части расходов на подготовку и проведение ЕГЭ и нормативов их
финансирования. Не секрет, что еще и сегодня во многих регионах
учителя — члены предметных комиссий, которые проверяли часть С, — не
получили оплаты за свой труд в отпускное время.
В решении, принятом по
результатам Всероссийского совещания, отмечено, что в 2005-2006 годах нужно
завершить апробацию технологических аспектов процедуры проведения ЕГЭ во
всех субъектах РФ, а в 2006-2008 годах осуществить поэтапное его введение в
штатный режим на всей территории страны с учетом мнения участников
эксперимента.
Мнения
Исаак КАЛИНА, директор Департамента государственной политики в сфере
образования Минобрнауки РФ: — На коллегии министерства подведены не итоги
самого эксперимента, а итоги 2004 года. Отмечено, что эксперимент по
введению ЕГЭ должен быть продолжен. Необходима дальнейшая отработка как его
содержательной, так и технологической части. В целом был отмечен позитивный
вклад, который ЕГЭ сегодня вносит в систему российского образования. Однако
в то же время коллегия считает, что наряду с проведением единого госэкзамена
необходимо дать время на отработку всех его компонентов и на вхождение в эту
систему остальных учреждений профессионального образования. Мы должны быть
уверены в том, что новая система имеет явные преимущества, позволяет
осуществлять в полном объеме объективную оценку знаний выпускников школ и
убедиться, что у них будет возможность для продолжения образования
исключительно на основе своих знаний, способностей, без учета каких-либо
обстоятельств, не имеющих отношения к их учебному труду.
Александр ВИКТОРОВ, председатель Комитета по науке и высшей школе
Санкт-Петербурга: — Санкт-Петербург в 2004 году довольно хорошо подготовился
к эксперименту в рамках ЕГЭ по русскому языку. Мы проводили экзамен в
довольно жестком режиме: его должны были сдать все выпускники городских
школ. Все вузы, кроме подведомственных силовым структурам, принимали
результаты сдачи ЕГЭ. Положительно оцениваем ЕГЭ, считаем, что, несмотря на
то, что участвуем в эксперименте всего один год, к 2006 году сможем в режиме
нормальной эксплуатации использовать этот экзамен во всем спектре предметов,
которые присутствуют на вступительных экзаменах в вузы. Мы получили довольно
существенное увеличение хороших иногородних абитуриентов. И могу сказать,
что питерские вузы стали в полной мере доступны для молодежи из других
регионов России, которая зачисляется на первый курс на бюджетные места. На
целый ряд специальностей вместе с медалистами мы имели такое большое число
молодых людей с очень высокими баллами по ЕГЭ, что для всех могло не хватить
бюджетных мест. Мы удовлетворены результатами эксперимента и считаем, что
нужно его вводить в практику.
Галина ЧЕРНОВА, министр образования и молодежной политики Чувашской
Республики: — Наша республика была с самого начала безоговорочной
сторонницей введения единого госэкзамена, и мы продолжаем утверждать, что
необходимо перевести его в штатный режим. Наш регион не относится к
ресурсным, и экстенсивный путь развития для нас неприемлем. Мы делаем ставку
на образованных людей и не можем себе позволить тратить деньги на плохое
образование. Кроме того, мы высоко оцениваем социальную значимость этой
экзаменационной процедуры — никто не станет отрицать, что в условиях рынка,
в который быстро вписались вузы, в условиях социальной несправедливости
оказалось много выпускников школ. Пока нет механизмов, которые могли бы
выравнять эту ситуацию с помощью грантов, фондов, стипендий для одаренных
детей из глубинки. ЕГЭ, на наш взгляд, сыграл роль этого механизма, некоего
социального лифта, который позволяет выпускникам школ получить хорошее,
качественное образование и тем самым обрести шанс на успех в жизни. Уже
через год после того, как мы начали стопроцентную работу в режиме ЕГЭ, в
республике почти не осталось противников этого экзамена. Сомневающихся
хватает, но они есть у каждого нового дела, это естественно. У нас в
несколько раз возросло количество выпускников чувашских школ, выезжающих в
вузы Москвы и Питера. Чем больше знаменитых, широко известных своими
преподавательскими и научными школами столичных вузов принимает студентов по
результатам ЕГЭ, тем больше наши ребята туда поступают. У них есть хорошая
подготовка, есть способности, просто раньше не было организационных
возможностей для того, чтобы они могли стать столичными студентами. Особенно
важно для нас то, что почти на 10% возросло количество учеников сельских
школ, которые имеют шанс поступить в самые разные вузы России. Именно это
послужило основанием для того, чтобы население Чувашии поддержало этот
эксперимент.
Факты
В 2001 году в эксперименте участвовали лишь 5 регионов, в 2002-м — 16, в
2003-м — 47, в 2004 году — 65. В 2005 году запланировано участие в
эксперименте в целом 78 регионов.
Год от года увеличивается число участников эксперимента: от 30 тысяч в 2001
году, 300 тысяч в 2002 году, 751 тысячи в 2003 году и до 982 тысяч в 2004
году. В будущем учебном году, по прикидкам организаторов, число участников
дойдет до 1200000 участников.
Становится больше выпускников, участвующих в эксперименте: от 2% в 2001 году
до 68,3% в 2004 году. В этом смысле будущий год станет рекордным: в ЕГЭ
примут участие 83,3% выпускников.
Увеличивается число вузов, филиалов и ссузов, участвующих в эксперименте: в
2001 году их было всего 16, в 2005 году планируется участие 1650 вузов,
филиалов и 2000 ссузов. Также возрастает и количество предметов, по которым
проводится ЕГЭ, — от 8 в 2001 году до 13 в 2004-м и 2005 годах.
2 ноября 2004 г.
|